Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Загородная

Личный опыт: как я зарегистрировала дом в СНТ по дачной амнистии

Записал Эдуард Филин8 февраля 2024 6 363
2024-02-13T08:51:26.794628+00:00
Личный опыт: как я зарегистрировала дом в СНТ по дачной амнистии
Жительница Екатеринбурга Тамара Петрова рассказала Циан.Журналу о том, как поставила на кадастровый учет дом в старом садовом товариществе и почему это оказалось проще, чем она думала.

История нашей дачи 

Нашему садовому некоммерческому товариществу (СНТ) уже полвека. Оно появилось после того, как Уральский завод тяжелого машиностроения, более известный как Уралмаш, решил поощрить сотрудников, выделив им участки недалеко от озера Балтым. В первые годы существования товарищество имело статус коллективного сада.  

Место не считалось особо завидным, так как находилось в тридцати километрах от Екатеринбурга (тогда — Свердловска), и добраться туда можно было только на машине или на междугороднем автобусе, который ходил всего несколько раз в день. Более удобными считались те сады, до которых можно было доехать на электричках, — они и ходили чаще и лучше соблюдали расписание. 

Зато места в районе озера Балтым — очень живописные

Однако были и плюсы: рядом с новым коллективным садом располагались довольно большой водоем и крупное село. В итоге желающих получить четыре сотки набралось больше, чем самих участков. Но тут выяснилось, что застраиваться сад будет по «чешскому проекту» и поучаствовать смогут только те, кто готов за три года построить двухэтажный дом. 

Объясню, почему это было довольно суровым условием. Коллективные сады того времени в наших местах застраивались по довольно жестким правилам: строго регламентировались размер, этажность домиков и используемые материалы. 

Например, нельзя было строить из бруса и бревен, потому что это была дача, а не дом для постоянного проживания. 

Само строение должно было стоять на строго оговоренном месте, это же касалось расположения и размеров теплицы и хозпостроек. Некоторые вещи делать прямо запрещалось — например, строить бани. В нашем СНТ они стали появляться уже в конце 80-х, когда начались всеобщие послабления и надзор ослаб. Еще нельзя было сажать деревья, которые вырастали более 15 м высотой, и даже картошку. 

Но при всей строгости местных правил редко где требовалось разработать участок и построить на нем дом в короткие сроки. У многих процесс занимал годы и десятилетия. А в нашем СНТ надо было не просто предъявить садовый домик площадью 25 кв. м, а быстро построить полноценный двухэтажный дом, причем придерживаясь определенного проекта (на выбор предлагалось четыре варианта). Это и стоило значительно дороже, и требовало более серьезного подхода к фундаменту, особенно учитывая болотистую почву. 

Из-за этого часть желающих отсеялась, а оставшиеся тянули жребий, вытаскивая номерки из картонной коробки. Так мой папа стал владельцем участка номер 142 на 10-й улице. К слову, прежде чем допускать садоводов до стройки, территорию СНТ обнесли забором, провели межевание, проложили все дороги (достаточно широкие, чтобы проехала пожарная машина) и подвели туда электричество. 

Я, мои родители и дети вскоре после постройки дачного дома 

Отмечу, что большинство этих кажущихся драконовскими ограничений на самом деле были продиктованы жесткой необходимостью. Учитывая скромные размеры участков ( 4–4,5 сотки), почти любое отступление от правил потенциально могло привести к проблемам. Например, дом, построенный не на том месте, привел бы к нарушению инсоляции у соседей, а сжигание травы на участке вполне могло закончиться выгоранием половины сада. 

Так что сейчас, глядя на творящуюся в некоторых СНТ вакханалию вроде постройки трехэтажного дома размером в получастка или двухметровый глухой забор, или некошеную траву в человеческий рост, я с ностальгией вспоминаю комиссию во главе с председателем, посещавшую нарушителей. 

Никто у нас не мог сдвинуть теплицу на три метра и покрыть тенью грядки у соседа или долго не платить за общее электричество и обслуживание насосов водопровода. 

Через три года почти все завершили стройку хотя бы в черновом варианте: возделали участки, подвели под крышу дома. Нам это, например, стоило пяти камазов земли на несчастные две сотки, оставшиеся под грядки. В итоге получилось настолько образцово-показательно, что к нам еще несколько лет возили делегации «заграничных товарищей», чтобы показать, как отдыхают советские рабочие. Надо сказать, что всю стройку наша семья вела без всяких кредитов, имея из доходов как раз только зарплаты инженеров и рабочих, и с маленькими детьми на руках. Выводы об уровне жизни заводчан в СССР делайте сами.   

Новый век — новые правила. Получение права на землю 

После развала Союза многие начали задумываться, что теперь будет с землей, ведь официально никому из садоводов она не принадлежала, а была выделена коллективному саду в бессрочное пользование. Объявленная приватизация давала гражданину возможность получить садовый участок в собственность, после чего этой собственностью уже можно было распоряжаться на законных основаниях. 

Кроме того, право собственности гарантировало, что участок не отойдет государству как бесхозный или его банально не «отожмут» оборотистые граждане, потому что времена были сложные, и ожидать можно было чего угодно. 

Так наша дача выглядит сейчас 

Екатеринбург и Верхняя Пышма (город-спутник, начинается почти сразу за границей Екатеринбурга, от нашего СНТ до него 6 км по прямой) к тому времени разрослись, и наши места стали пользоваться все большей популярностью. 

Кроме того, относительно большая площадь типового дома (70–80 кв. м) давала возможность переделать его в место, пригодное для круглогодичного проживания. 

Забегая вперед, отмечу, что многие так и сделали, так что теперь в садах постоянно кто-то живет. Таким образом, опасения по поводу отъема земли имели под собой достаточно оснований. 

История с оформлением земли в собственность длилась несколько лет. Сначала территорию СНТ (по-моему, именно тогда коллективный сад и стал садовым товариществом) передали нам общим участком. Затем, чтобы получить право собственности на свой надел, каждый должен быть поставить его на кадастровый учет. После этого садоводу выдавали свидетельство о государственной регистрации права. 

В нем в том числе указывались: 

  • кадастровый номер;
  • на основании каких документов дали землю;
  • категория земли (для ведения садоводства);
  • площадь;
  • адрес и т. д. 

Для определения границ участков заново проводилось межевание, для чего приглашался кадастровый инженер. Делалось это одновременно для всех участков, которых в нашем СНТ почти 300 штук, так что эпопея, начавшаяся в 2003 году, завершилась только весной 2006-го. 

Намаявшись с оформлением земли, большинство дачников не стали заморачиваться и ставить на учет еще и дома (это два разных процесса). Хотя объявленная осенью 2006 года дачная амнистия значительно упрощала процедуру.

Как я воспользовался гаражной амнистией
История приватизации бокса родом из СССР
для справки

С 1 сентября 2006 года в стране начала действовать дачная амнистия, позволявшая в упрощенном порядке регистрировать отдельные виды недвижимости без получения уведомлений о начале/окончании строительства, разрешения на ввод в эксплуатацию и других процедур. 


Государство таким образом стимулирует владельцев старых построек регистрировать их, чтобы вовлекать эти объекты  в оборот (незарегистрированную собственность нельзя продать, подарить, завещать) и увеличить собираемость налогов, которые нужно будет платить после оформления права собственности.


Дачная амнистия действует до 1 марта 2031 года и распространяется на:


  • садовые или жилые дома, построенные на участках для садоводства, ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов или на участках крестьянско-фермерских хозяйств;
  • земельные участки, которые предоставлены гражданам для личных нужд (садоводство, дачное, приусадебное хозяйство) до 30.01.2001;
  • гаражи, погреба, навесы, теплицы, сараи и другие хозпостройки (некоторые из них, например стоящие на фундаменте, подлежат регистрации).


По дачной амнистии кадастровый учет и регистрация права собственности на дом осуществляются только на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок. 

Но дом при этом должен проходить по критериям: 

  • быть не выше 20 м;
  • иметь не более трех надземных этажей;
  • не состоять из отдельных квартир или блоков-секций.


Если площадь дома больше 500 кв. м, кроме техплана для него потребуется представить согласованную и прошедшую экспертизу проектную документацию.

Дачной амнистией также могут воспользоваться наследники предыдущих владельцев — при представлении свидетельства о праве на наследство.

Регистрируем дом

Годы минули как-то незаметно, и, глядя на пятое поколение садоводов, бодро осваивающее велосипеды, припасенные в дальнем углу садового гаража еще моими родителями «для правнуков», я решила, что свои дела стоит оставить в порядке, для чего надо поставить на кадастровый учет и дом тоже. 

Оказалось, что дачная амнистия все еще действует, то есть процедура регистрации упрощена. Как мне объяснил кадастровый инженер, это значит, что документы типа разрешения на строительство дома или его ввод в эксплуатацию мне не потребуются. 

Нужны только: 

  • технический план в электронном и бумажном виде (который и должен, собственно, составить сертифицированный специалист — кадастровый инженер); 
  • документы на землю; 
  • мои паспорт и СНИЛС; 
  • заявление; 
  • согласие на обработку персональных данных. 

Весь этот пакет документов нужно подать в Росреестр — лично, через МФЦ или в электронном виде (но для этого потребуется оформить электронную подпись). 

Для меня все эти формальности все равно выглядели сложно, поэтому вместе с техническим планом я заказала услугу сопровождения. Далее от меня потребовалось только обеспечить доступ в дом (замеры заняли примерно час), представить документы и виртуально присутствовать при создании подписи (там был нужен мой мобильный телефон, куда приходили СМС-уведомления с кодами). После этого инженер сам передал подписанный пакет документов в электронном виде в Росреестр. 

Техплан подготовили за пять рабочих дней, еще десять дней заняла процедура регистрации. А примерно через месяц после заключения договора на выполнение кадастровых работ я получила в личный кабинет на сайте ФНС уведомление о том, что на меня зарегистрирован жилой дом в нашем СНТ. Чуть позже объект отобразился в разделе «Имущество». 

Все работы обошлись в 16 тыс. рублей, 6 тыс. из которых стоило «сопровождение». Если бы дом был площадью более 100 кв. м, техплан был бы примерно на треть дороже. При подаче документов через МФЦ, а не напрямую в Росреестр, пришлось бы еще заплатить госпошлину 350 рублей и потратиться на оформление доверенности (2–2,5 тыс. рублей). Так что электронная подача, кроме времени, экономит еще и деньги. 

Отмечу, что все получилось достаточно быстро из-за того, что земельный участок уже был оформлен в собственность, а зарегистрировать что-то на своей земле значительно проще. 

   
Сдайте или продайте свою квартиру
     
 
         

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#загородная недвижимость#дача#документы#Росреестр#собственник#регистрация права собственности#загородный дом#снт
загородная недвижимостьдачадокументыРосреестрсобственникрегистрация права собственностизагородный домснт
Сейчас обсуждают
Аноним
15 ноября 2024
редакцияeditorial@cian.ru